Подождите
идет загрузка
Вступить в партию
Пролетарии всех стран соединяйтесь! Слава человеку труда! Мир народам! Профсоюз - это сила! Труженик - хозяин России! Власть труда, а не капитала!

Оптимизация космической отрасли на примере завода имени Хруничева

13 апреля 2022 02:27:35

Господа-начальники Российской Федерации любят похваляться своими достижениями, как правило, на поверку оказывающимися мнимыми или, в лучшем случае, преувеличенными. Примеров масса, и далеко за ними идти не надо. Один из таких примеров – мытарства многострадальной корпорации «Роскосмос». Чем занимается «Роскосмос», знают все: космической техникой, ее проектированием, созданием и применением на практике. Также все знают, кто руководит «Роскосмосом» – господин Рогозин, личность небезызвестная со одиозной политической биографией, которая заслуживает отдельного разговора.

Господин Рогозин очень любит городить проекты, где один грандиознее другого. Из последнего – Национальный космический центр. Его проект задумывался еще в 2018 г., через год о его возведении  стали говорить открыто. Грандиозность проекта заключается в обещаниях создания 20 тыс. рабочих мест, более 25 научных институтов и предприятий планируется разместить в небоскребе высотой 248 метров и площадью 250 тысяч кв. метров, выглядит красиво…на бумаге. На практике же оказалось все несколько по-иному.

Вы спросите, где его планировали построить и где он уже строится (правда, не шатко не валко)? – А все очень просто: ничтоже сумняшеся господа-начальники предложили использовать для этого «избыточные площади» ГКНПЦ им. М.В. Хруничева в Москве – одного из головных предприятий космической отрасли в РФ (наиболее известен как производитель ракетоносителей «Протон»). Что такое «избыточные площади», не совсем ясно, ибо этот термин довольно расплывчатый. Но уже здесь торчат ослиные уши пресловутой оптимизации, которую мы все так «любим». Надо добавить, что еще в 2018 г. завод им. М.В. Хруничева попадал под нож «оптимизаторов», с сокращением рабочего персонала и подготовкой к раздроблению. Действительно, на 2017 г. убытки завода составляли 23,17 млрд рублей, прибыль – всего 1, 797 млрд руб. «Выход» был найден в той самой оптимизации, в сокращении тех самых «избыточных площадей». Производство, рабочие и инженерные кадры? – Забудьте. Главное, дебет с кредитом свести. Общественность, конечно, выступила против всего этого безобразия. В тот момент общими усилиями удалось отбиться (составляли обращения господину Рогозину, в том числе), и предприятие было сохранено, по крайней мере, на время.

Руководит заводом им. М.В. Хруничева с 2017 г. Алексей Варочко – личность довольно сомнительная. Нет, конечно, официальная биография у него особо не придраться: человек закончил профильный технический вуз (МАИ), руководил довольно долгое время КБ «Мотор», заслуженный машиностроитель РФ. Но вот есть некоторые факты, которые заставляют взглянуть на сего господина по-иному. В 2013 г. господин Варочко фигурировал в качестве главного подозреваемого по делу о хищении 102 млн рублей, будучи главой конструкторского КБ «Мотор». Причем, как считала тогда Военная прокуратура, это хищение произошло при исполнении контракта по изготовлению элементов космического ракетного комплекса. Нынешний глава завода им. М.В. Хруничева стал главным фигурантом уголовного дела, возбужденного по ч. 4 ст. 159 УК РФ («Мошенничество в особо крупном размере»). Тогда господину Варочко удалось сохранить свободу, и в 2017 г. он занял пост руководителя завода им. Хруничева. И совсем недавно в СМИ появились, пока не проверенные сообщения о том, что Алексей Варочко может в ближайшее время покинуть пост главы завода имени Хруничева. Вместо него руководить предприятием будет замглавы «Роскосмоса» Алексей Иванов. В любом случае, Алексей Варочко ничем, никакими заслугами, похвастаться на посту руководителя завода имени Хруничева не может, кроме перманентной борьбы с задолженностью и убыточностью предприятия, проводимой рыночными методами, ведущими предприятие в пропасть.

Хруничевский завод остается убыточным и по сей день. На 15 февраля текущего года его долги составляли примерно 10 млрд руб. Отсюда – продолжающиеся, чуть ли не постоянные сокращения работников предприятия. Следующее из них планируется осуществить к 15 мая 2022 года. По некоторым сведениям, сейчас на предприятии трудятся около 4 тыс. человек. Хотят волнами сократить до 1,5 тыс. Последние сокращения были в январе этого года и коснулись в основном КБ. Сокращения в данном случае говорят лишь об одном – оставшиеся работники будут больше работать, как говорится, за семерых. Цеха завода постепенно сокращают и переводят поближе к Москва-реке. Такое у завода имени Хруничева «развитие», «расширение производства». С другой стороны, по некоторым данным на предприятии собираются активно производить ракетоноситель «Ангара». Как совместить постоянную оптимизацию и подобные замыслы, мы вновь остаемся в недоумении, ведь увольняют с завода зачастую людей опытных, знающих, а молодежи толковой мало.

Впрочем, это – давнишняя проблема. К чему она приводит? – К снижению качества выпускаемых изделий и к периодическим доделкам и переделкам уже вроде готовых изделий. Так, в начале юля 2021 г. «Роскосмос» официально отложил запуск модуля "Наука" к МКС (Международной Космической станции) из-за недоделок: специалисты при сборке забыли закрыть звездные датчики экранно-вакуумной теплоизоляцией. Экранно-вакуумная теплоизоляция закрывает корпуса датчиков от солнечного света и заряженных частиц, а также не дает переохладиться. Почему забыли закрыть датчики? – Потому что этим занимались те, кто никогда ничего подобного не делал из-за своей молодости и неопытности. Крупные блоки станции отправляли, например, модуль «Звезда» в 2000 г. те, кто уже ушел на пенсии или умер. С модулем «Наука» были и другие проблемы: заводской брак – одна из них.  Поэтому пуск этого сегмента МКС постоянно откладывался, но все же состоялся в конце июля 2021 г. Как Вы понимаете, одним из разработчиков этого модуля как раз и был завод имени Хруничева. Проблема брака обозначилась и с партией ракетоносителей «Протон-М» в 2020г., для производства которых использовались некачественные комплектующие. Да, проблему завод имени Хруничева устранил, но опять же факт есть факт – некачественные комплектующие...

На многих других предприятиях, связанных так или иначе с «Роскосмосом», положение зачастую не лучше. Вот есть АО НПП «Квант» (связанный также с «Роскосмосом» и заводом имени Хруничева). Те же сокращения, распродажа станков немного не мало – часть из них распродают, часть перевозят (куда, правда, не очень ясно), да, и работников, видимо, осталось не так много – потоки выходящих с проходной довольно небольшие.

А вот другого предприятия НПП «Геофизика-Космос» по факту нет. То есть оно как бы есть, так сказать формально. Здание, которое оно занимало (ул. Мытная, д. 22, стр.1), сейчас почти все занято самыми разнообразными офисами, а «Геофизика-Космос» переименована в «Аэрогеофизику» и скукожилась до одной маленькой комнаты.

Есть исключения из этого списка. Вот завод «Автоматики и Приборостроения имени Пилюгина». Раньше входил в связку с заводом имени Хруничева. Сейчас существует отдельно. На нем вроде как все неплохо…по сравнению с другими. Сокращения есть и здесь. Но зарплаты выше, чем на том же заводе имени Хруничева. Добавим, что в настоящее время это вроде как АО (раньше – ФГУП), ну, то есть акционерное общество. Но собраний акционеров на предприятии не было пока ни одного и не предвидится, ибо всем рулит руководство, очевидно, пользующееся статусом АО для набивания карманов. И это лишь малая толика того безобразия, которое творится на предприятиях «Роскосмоса». О нем можно говорить очень и очень много.

Что же в итоге? – В итоге можно сказать одно: прожекты «Роскосмоса» – одно, а скучная реальность с ее никуда не исчезающими проблемными предприятиями – другое. В целом же, Национальный космический центр вполне может стать аналогом «потемкинских деревень», очередным примером бюрократического очковтирательства, присущего современной РФ, так как как-то не очень сходятся бодрые заверения господ начальников, в частности, господина Рогозина, о создании 20 тыс рабочих мест, например (где их взять, если проводить постоянные сокращения?), и то, что по факту происходит на самом деле, то, о чем мы говорили выше. Во многом «Роскосмос» в лице своих руководителей занимается проеданием советского космического наследства: достижений крайне мало, провалов – масса. Само собой, провалы и пробуксовки легче облечь в бесконечное прожектерство и показуху, так спокойней перед самым высоким начальством отчитываться.

Иван Топоров

мы в социальных сетях